Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 25 человек

Описание опыта музыкального руководителя Богдановой Н.В.

Дата: 19 мая в 11:12, Обновлено 20 мая в 15:26
Автор: Брокар Т. Н.

"РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"                                                       

1. Информационный блок

Название тема опыта – «Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности»

Актуальность опыта

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (2011) дошкольное образование является первым уровнем основного образования, направлено на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта [1, ст. 141].

Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие способности, мышления даже у самых инертных детей.

Развитие у ребенка музыкальных способностей — актуальная задача сегодняшнего дня, на которую нацелена учебная программа дошкольного образования.   

Развитие музыкальных способностей позволяет воспитанникам старшего дошкольного возраста успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей.

Исследования известных ученых, педагогов (А. И. Бурениной, Н. А. Ветлугиной, К. В.Тарасовой, О. П. Радыновой и др.) доказывают возможность и необходимость развития у детей музыкальных способностей. С точки зрения К.В. Тарасовой решение этой задачи необходимо начинать с дошкольного   возраста, так как в период дошкольного детства развивающийся организм ребенка сензитивен к воздействиям и способен к эмоциональному отклику на окружающую действительность.

По мнению Н. А. Ветлугиной, С. Д. Рудневой, Э. М. Фиш, наиболее эффективной для развития музыкальных способностей является музыкально-ритмическая деятельность. Она помогает привить детям устойчивый интерес к танцу, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов, импровизации коротких танцев.

Вместе с тем, наблюдая за воспитанниками старшей группы, обратила внимание, что дети испытывают затруднения передавать в движении характер, настроение музыки, согласовывать движения с музыкой и с друг другом, самостоятельно исполнять целостные танцевальные композиции, импровизировать на заданное музыкальное произведение. Сталкиваюсь с проблемой  чувства ритма у дошкольников.

Исходя из выше сказанного, определена цель опыта.

Цель опыта: Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности.

Задачи опыта:  

1. Создать условия для развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально – ритмической деятельности.

2. Применять на практике систему эффективных методов и приёмов по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально – ритмической деятельности.

Длительность работы над опытом:

сентябрь 2018г. – август 2019г.

Подготовительный этап: сентябрь 2018г. – октябрь 2018г.

Основной этап:  октябрь 2018г. – май 2019г.

Заключительный этап: июнь 2019г. – август 2019г.

2. Описание технологии опыта

Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

посредством музыкально-ритмической деятельности.

Описание сути опыта

В процессе реализации поставленных задач столкнулась с проблемой  создания максимально комфортных условий для организации музыкально – ритмической деятельности, использования эффективных методов и приемов в работе с воспитанниками. Как научить детей тонко воспринимать музыку, выполнять разнообразные двигательные упражнения, свободно импровизировать, выражая в пластике музыкальный образ?

Специалисты в области музыкального искусства отмечают, что полноценное восприятие музыки детьми и способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем целенаправленной организации восприятия музыки и самих движений детей. Вопрос о взаимосвязи музыки и движения неоднократно раскрывается в педагогической и психологической литературе (Н. А. Александровой, А. И. Бурениной, Е. В. Комаровой, Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой и других). Н. А. Ветлугина отмечает: «…движение всегда по содержанию и форме должно совпадать с музыкой. Только в этом случае решается очень важная задача музыкального развития: воспитывается интерес и любовь к музыке, эмоциональное отношение к музыке через движения, развиваются музыкальные способности ребенка».

На современном этапе представляет интерес система «ритмической пластики», разработанная российским автором А. И. Бурениной и отражённая в программе «Ритмическая мозаика». Она видит в музыкально-ритмических движениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, музыкальных способностей.

С целью создания максимально комфортных условий для развития музыкальных способностей детей, при организации музыкально – ритмической деятельности, опираясь на материал Бурениной А. И., работу по проблеме вела по нескольким направлениям, без которых считаю невозможным научить ребенка тонко воспринимать музыку, выполнять разнообразные двигательные упражнения, свободно импровизировать, выражая в пластике музыкальный образ:

- обеспечение психологического комфорта в процессе выполнения музыкально-ритмических движений под музыку;

- использование «интенсивных» методов обучения;

- организация оптимальной системы занятий.

С целью обеспечения психологического комфорта в процессе выполнения музыкально-ритмических движений под музыку, использую индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Чтобы ребенок не боялся сделать что-нибудь не так, не делаю замечаний вслух, а наоборот, подбадриваю.  Индивидуальные указания некоторым детям делаю наряду с общим указанием всему коллективу.

Для развития у детей умений вступать в контакт, эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, раскрепощённости, уверенности в себе широко использую коммуникативные танцы-игры «Весёлые пары», «Найди себе друга» и др. (Приложение № 1).

Немало важную роль для психологического комфорта ребенка на занятиях имеет музыкальный репертуар. При подборе музыкального репертуара к музыкально – ритмической деятельности руководствуюсь следующими принципами:

  • художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность музыкальных образов;
  • моторный характер музыкальных произведений, побуждающий детей к движениям (танцевальность);
  • разнообразие тематики, жанров, стилей музыкальных произведений на примере классической, народной и современной музыки;
  • доступность музыкальных произведений возрасту детей;
  • соответствие музыкального репертуара задачам музыкально-ритмического воспитания детей;
  • тесную взаимосвязь музыки и движений.

Таким образом, используемый мною материал доступен для исполнения, соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Это оригинальные двигательные упражнения, варианты игровых ситуаций, сюрпризные моменты, вызывающие у детей эмоциональный отклик и желание принимать участие в музыкально – ритмической деятельности.

С целью развития музыкальных способностей старших дошкольников посредством музыкально – ритмической деятельности широко использую «интенсивные» методы обучения, то есть активизирую двигательную активность детей под музыку в процессе всего вре­мени пребывания в яслях - саду (на зарядке, занятиях, между занятиями, на про­гулке и т.д.), кроме того, увеличиваю объем разнообразных движений в упраж­нениях. Но главное здесь – «Не навредить!».  Этот процесс делаю радостным, привлекательным для де­тей, чтобы он не превратился в «муштру». Подбираю такие ритми­ческие композиции, которые позволяют решать одновременно несколько задач. Например, яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребнос­ти. Быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений. Музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в простран­стве. Включение в упражнение задания на импровизацию стимулирует творческие способности детей. Так, в процессе исполнения одной композиции (на­пример, на музыку «Весялуха», «Бульба», «Кукляндия» муз. П.Овсянникова, сл. М.Пляцковского и т.д.) в течение 2-3 минут у детей развиваются разнообразные умения и музыкальные способности.

Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности осуществляется не сразу, а требует определенного времени, постепенного усложнения заданий и варьирования методов и приемов работы с детьми.  Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Поэтому планирование и проведение системы занятий по развитию музыкальных способностей посредством музыкально-ритмической деятельности в старшей группе осуществляю в три этапа.

I этап –   ознакомление детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создание целостного впечатления о музыке и движении.

II этап – углубленное разучивание музыкально – ритмических движений, развитие у детей умений самостоятельно исполнять знакомые упражнения, композиции в целом и отдельные движения.

III этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических движений, подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению.

Начинаю работу по приобщению детей к музыкально – ритмическим движениям с формирования представления о музыке, о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Вместе с воспитанниками прослушиваем музыку, даю первичные сведения о её характере. Затем знакомлю детей с музыкально – ритмическими движениями, соответствующими данной музыке.

Опираясь на способность детей к подражанию в процессе совместной деятельности, даю детям образец исполнения движений. "Вовлекающий показ" (выраже­ние С.Д.Рудневой), помогает детям освоить достаточно сложные двигательные уп­ражнения. Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует пси­хофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание.

Мой показ всегда идет "опережающим", то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели "перевести" зрительное восприятие в двигательную реакцию, т.к. им необходимо время для отражения зрительных сигналов, и тогда мышечные ощущения точно совпадут со звучанием музыки. Если такого опережения в показе не происходит, то движения детей все время чуть-чуть запаздывают по отношению к музыке, что затрудняет формирование музыкально-ритмичес­ких умений. Особенность «вовлекающего показа» состоит в «зеркальном» отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически. Благодаря «вовлекающему показу» дети справляются с такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями.

На втором этапе работы мои задачи направленны на развитие самостоятельности детей в ис­полнении композиций и других упражнений. Чтобы дошкольники овладели умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности использую следующие приёмы:

- показ исполнения композиции детьми (выбор ведущих вместо меня (педагога) – по очереди или по желанию);

- показ упражнения словесными жестами, мимикой;

- словесные указания;

- «провокации», то есть специальные мои (педагога) ошибки при показе с целью активизации внимания детей и побуждение к тому, чтобы дети заметили и исправили ошибку.

В процессе выполнения детьми движений в соответствии с темпом, ритмом, динамическими оттенками музыки, постоянно наблюдаю за ними, своевременно исправляю ошибки. В результате происходит овладение старшими дошкольниками музыкально – ритмическими движениями во взаимосвязи с музыкой.  Главными признаками сформированного музыкально-двигательного умения является сознательное выполнение движений в соответствии с характером музыки, качественное выполнение (точность, ритмичность, выразительность).

Третий этап работы направлен на стабилизацию и совершенствование движений во взаимосвязи с музыкой, творческое самовыражение. Это достигается путем самостоятельного выполнения движений, исполнение движений под различную музыку. Степень овладения движением под музыку должна быть доведена до прочного умения. Моя задача заклю­чается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движе­нии, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные дви­жения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение). Поэтому работа на этом этапе направленна на качество исполнения. 

Использую творческие задания, напри­мер, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию из разученных элементов танца. Наблюдая за проявлениями детей, поддерживаю их, но ни в коем случае не перехватываю их инициативу, а помогаю в подборе образных движений и оформлении целостной композиции.

Предлагаю и более сложные задания — например, сочинить пластические импровизации на классическую музы­ку (Э.Григ «Танец эльфов», Н.А.Римский – Корсаков «Три- чуда» и т.д).

На этом этапе работы использую следующие методические приёмы:

- слушание музыки и беседы о ней, словесные описания музыкальных образов;

- подбор детьми стихов, сказок;

- пластические импровизации детей, «пробы» - без моего показа;

- показываю варианты движений сама, а ребятам предлагаю выбрать из них наиболее удачное.

С целью развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста использую разнообразные виды музыкально - ритмических движений:

1. Упражнения (Приложение №2)

  • направленные на совершенствование основных движений – ходьба, бег, подскоки, прыжки;
  • общеразвивающие (с предметами: мячами, лентами, цветами, обручами, флажками, платочками и без них);
  •  подготовительные, в ходе которых разучиваются движения к пляскам (галоп, кружения, различные виды шага, бега и т.д);
  • образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей игр и инсценировок (образ озорного Петушка, упрямого козлика, лёгких снежинок и т.д);
  • самостоятельные упражнения – законченные композиции (например «Всадники», «Барабанщики»).

При выполнении слежу за четкостью выполнения музыкально – ритмических движений, что способствует отработки техники движений.

2. Музыкальные игры с движением:

а) сюжетные игры (сюжетные игры из учебного – методического комплекса «Путешествие в мир музыки» Л.С.Ходонович «Король и принцесса», «Зязюлька», «Чья фигура лучше» и др.).

  •  под пение («У мядзведзя на бару»);
  •  под инструментальную музыку «Зайцы и лиса», муз. А.Майкапара, «Ёжик и мыши», укр.нар. мел. в обр. М.Красева; бел. фольклорные игры: «Грушка», «Журавель»и т.д;
  •  игры инсценировки, чаще используемые на развлечениях и досугах («Теремок», «Колобок»);

б) несюжетные - задание связано с общим настроением музыки, её выразительными средствами (различные игровые задания, соревновательные элементы и др.: «Воротики», «Передай мяч», «Змейка» и др.)

в) метро - ритмические и речевые игры (Приложение№3). Широко пользуюсь в своей практике играми с использованием жестов собственного тела, т.к. они позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и ее ритмический рисунок, а это способствует развитию чувства ритма, темпа («Шла весёлая собака», «Трактора» и др.)

3. Этюды (Приложение №4) – использую систематически, в них формирую умения детей реагировать на характер музыки и передавать его в движении.  Совершенствую выразительность, наблюдаю за качеством детского исполнения. Своевременные уточнения позволяют ребятам более четко согласовывать свои движения с музыкой, выразительно передать музыкальный образ.

4. Пляски и танцы:

а) Пляски с зафиксированными движениями, построение которых всегда зависит от структуры музыкального произведения.

    •  народные пляски, в которых использую подлинные элементы народного танца «Крыжачок», «Бульба» (бел.нар.мел.) и т.д.
    • характерные танцы (на конкретный художественный образ «Снежинки», «Петрушки», «Куклы» и т.д.);
    • современный танец -  использую простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста: легкие поскоки с высоким подъемом ног и одновременным кружением, поочередное выставление ног на пятку с одновременным разведением обеих рук, поочерёдные и одновременные подъёмы и опускания плеч и т. д
    • хороводы с песнями - исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями. Такие хороводы с песнями использую в основном на развлечениях и праздниках: новогодние, весенние, осенние хороводы («Осенний хоровод», муз. и сл. С.Галкиной; «Навагоднi карагод», муз. I.Лучанка, сл. В.Лучанок и др.)

б) Танцы – импровизации на основе разученных движений. В танцах-импровизациях дошкольникам даю возможность самим действовать самостоятельно, проявлять при этом активность и инициативность:

  • комбинированный танец. Всем детям предлагаю придумать танцевальное движение для первой части музыкального произведения. Движения ко 2-й части придумываю я. Затем вместе с ребятами отмечаем наиболее красивые движения, из которых составляются фигуры танца.
  • танец «зеркало». В этом танце я предлагаю нескольким детям показать движения, а остальным повторить их. Но здесь я даю установку: каждый раз выбранные солисты не должны повторять движений. Их задача придумать новое движение.

Стараюсь, чтобы весь процесс работы над музыкально – ритмическими движениями был привлекательным, игровым и творческим. Тогда дети будут развиваться, осваивая разнообразные и сложные двигательные композиции. А это в свою очередь будет способствовать развитию музыкальных способностей детей.

Результативность и эффективность опыта:

Проведённая мной работа по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально – ритмической деятельности дала положительный результат. Дети старшей группы стали лучше чувствовать музыку, её характер, ритм, темп, динамику. Сформированы умения ребят согласовывать свои движения с характером и выразительными средствами музыки, дети умеют отражать в движении развитие музыкального образа. Проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. У большинства воспитанников старшей группы развиты чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкальная память, способность к музыкальному творчеству.

3.Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое и целенаправленное воздействия на ребенка, использование различных методов и приёмов в музыкально – ритмической деятельности способствуют развитию музыкальных способностей старших дошкольников.

Планирую продолжить работу по данному направлению. С целью дальнейшего развития представленного опыта работы, считаю, будет целесообразным взаимодействовать с родителями воспитанников по данной проблеме, привлечь их к совместным мероприятиям (танцевальной викторине «Танцуем вместе», музыкальной гостиной «В гостях у Терпсихоры» и др.).

Практическая значимость опыта в том, что систематизированы методы и приёмы, определены условия для развития музыкальных способностей детей посредством музыкально–ритмической деятельности, разработан методический материал и может быть использован в практике музыкальных руководителей учреждений дошкольного образования.

Список использованной литературы:

1.Учебная программа дошкольного образования. Минск: Нац. Ин – т образования, 2019.

2.Буренина А. И. «Ритмическая мозаика»: (Программа по ритмической пластике для детей дошколь­ного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.

3.Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин – тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология» - М.: Просвещение, 1983. – 255 с.

4.Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций: учеб. пособие / О.Н.Анцыпирович, Е.В.Горбатова, Д.Н. Дубинина [и др.]. – 3-е изд., стер. -Минск: Новое знание;М.: ИНФРА-М, 2018.-390с.

5.Ходонович, Л.С. «Путешествие в мир музыки»: учеб. -метод. Пособие для педагогов учреждений дошк. Образования с рус.яз. обучения/ Л.С.Ходонович. -2-е изд., пересмотр. -Минск:Нац.ин-т образования, 2012.- 256с.

Приложение № 1

Коммуникативные танцы – игры

Танец-игра «Веселые пары»

Цель: Развитие чувства  ритма, умения  ориентироваться в  пространстве.

Используется двухчастная музыка.

На первую часть дети кружатся парами, на вторую приседают, а в конце девочки переходят к следующему мальчику. И танец повторяется сначала.

Танец-игра «Найди себе друга»

Цель: Развитие слухового внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Используется двухчастная музыка.

На первую часть дети гуляют свободно по залу, в конце находят себе дружочка и делают «лодочку». На вторую часть – кружатся «лодочкой». И танец повторяется сначала.

Танец-игра «Все танцуем вместе»

Цель: Развитие чувства ритма, умения ориентироваться в пространстве.

Используется двухчастная музыка.

На первую часть дети приседают. На вторую – кружатся вокруг себя, затем парами. Снова на первую часть приседают уже в парах, на вторую – кружатся сначала парами, затем объединяются в четверки и кружатся четверками. Снова на первую часть приседают, на вторую – кружатся четверками, объединяются в целый круг, кружатся все вместе хороводом. В конце – поклон.

Танец-игра «Светит месяц»

Цель: развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, воспитание коммуникативных навыков.

И. п. Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держатся за руки в положении «лодочка».

1-2 такты — 4 приставных шага вправо с притопом в конце фразы.

3-4 такты — то же влево.

5-7 такты — обмен хлопками с партнером на сильные доли мелодии.

8 такт — дети внешнего круга машут партнеру рукой и переходят к другому партнеру по линии танца.

Танец повторяется несколько раз (можно повторять до тех пор, пока партнеры снова не встретятся с парой, с которой начинали этот танец).

Приложение № 2

Комплекс упражнений

Упражнение -  игра «Цепочка»

Цель: Исследование возможности вхождения в контакт и взаимодействие в группе.

Музыка: ритмичная, темп умеренно-быстрый

Участники становятся в колонну и двигаются змейкой. Их руки находятся в постоянном сцеплении, которое по команде (педагога) принимают разные формы: руки на плечи, на пояс, накрест, за руки, под руки и т. д.

 При этом (педагог) меняет предлагаемые обстоятельства: «двигаемся по узкой тропинке на носочках», «идем по болоту- ступаем осторожно», «перешагиваем лужи» и др.

Упражнение - игра «Матросы»

Цель: Развитие координации, снятие напряжения в группе, отработка движений.

Музыка: мелодия «Яблочко», темп умеренно-быстрый.

Игра построена на основных движения танца «Яблочко». Дети строятся в две шеренги.

1 этап Педагог дает команду и показывает, что нужно делать, участники повторяют:

  • «маршируем» (марш на месте с высокоподнятым коленом);
  • «смотрим вдаль» (наклоны в стороны, кисти рук изображают бинокль);
  • «тянем канат» (на «раз, два» - выпад на правую ногу в сторону, руки изображают захват каната, на «три, четыре» – переносим тяжесть тела на левую ногу и тянем к себе канат);
  • «лезем на мачту» (подскоки на месте, руки имитируют подъем по веревочной лестнице);
  • «смирно!» (подъем на полупальцы: вверх,  вниз, правая рука к виску).

2 этап Педагог вразброс дает команды, участники самостоятельно выполняют.

Упражнение -  игра «Костер»

Цель: Развитие способности взаимопонимания и вхождения в  контакт   с

 партнером.

Музыка: энергичная, темпераментная музыка разных стилей и жанров (например «танец с саблями»). Темп: быстрый или умеренно - быстрый.

Группа образует круг, все садятся на пол, поджимая колени или «по-турецки». Двое участников, у каждого из которых, в руках находиться красный платок, выходят в центр и импровизируя в дуэтном танце, вступая по желанию во взаимодействие, изображают пламя костра.

 По сигналу учителя «языки пламени» (платки) передаются следующим участникам, и теперь они поддерживают костер, стараясь проявить фантазию и исполнить свой «танец огня», не похожий на предыдущий. Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в кругу.

Упражнение «Погуляем»

Цель: развитие движений, перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

Содержание: Дети двигаются по залу для музыкальных занятий в разных направлениях.

Ведущий. Погуляем, погуляем

В садике своем...

Дети. Погуляем, погуляем

И дружка найдем. (Находят себе пару — дружка.)

По-ка!   (Отходят спиной назад на два шага и машут рукой,  прощаясь.)

Хлоп-хлоп! (Останавливаются друг перед другом и делают два хлопка.)

Привет! (Вновь подходят друг к другу, здороваются.)

По-ка! (Делают два хлопка, отходят назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

При повторении игры ребенок находит нового дружка. Можно предложить разные варианты игры: гулять парами, перестраиваться в круг (возможно перестроение по первой букве имени) и т.д.

Упражнение «Колокола и колокольчики»

Цель: Развитие чувства ритма.

Содержание: Дети стоят по линиям, руки опущены вниз.

Изображаем колокол: активный хлопок над головой на счет «раз» на счет «два» пауза.  Повторить еще.

Изображаем колокольчик: руки перед собой, мелкие хлопки ладонями на счёт «раз» и «два»

Рекомендации: руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или  подняты вверх. Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или левого.

Педагог следит за четким исполнением ритмического рисунка.

Упражнение «Ходим – бегаем»

Цель: развитие умения детей в ходьбе с высоким подниманием колен, легкого бега на носках во взаимосвязи с музыкой.

Рекомендуемая музыка - фрагмент из 1 акта оперы «Золотой пету­шок» Н. А. Римского-Корсакова и  «Плясовая»   из    «Восьми русских народ­ных песен» А. Лядова.

Содержание:

Дети стоят друг за другом на расстоянии двух-трех шагов. Под музы­ку  Н.А. Римского-Корсакова дети, положив руки на пояс, идут медленно, высоко поднимая колени, ступая с носка, оттянув его к полу. По окон­чании этого отрывка под музыку А. К. Лядова дети переходят на легкий бег на носках, опустив вниз немного согнутые в локтях руки.

Оба музыкальных отрывка исполняются без перерыва и повторяются два-три раза. При этом дети изменяют характер своих движений в соот­ветствии с музыкой. Заканчивается упражнение ходьбой под музыку для успокоения дыхания.

Упражнение «Ходьба - подскоки»

Цель: развитие умения ходьбы бодрым шагом, подскоков во взаимосвязи с музыкой.

Музыка: Этюд Ф. Бургмюллера

Содержание: Дети стоят друг за другом.

Такт1. Дети идут четким ритмичным шагом, согласовывая движе­ния рук и ног.

Такт2. Делают три поскока (изменяется ритм музыки).

Такт 3. Продолжают ходьбу.

Такт4. Делают поскоки и остановку.

Такт5. Снова продолжают ходьбу.

Такт6. Делают поскоки и переходят на ходьбу.

Такт7. Ходьба.

Такт8. Снова поскоки и остановка.

Музыка и движения повторяются.

Рекомендации: До начала упражнения детям проигрывают музыкальное произве­дение и предлагают прохлопать его ритм. Чем лучше они усвоят ритм музыки, тем легче им будет переходить от ходьбы к поскокам и останов­ке. Музыкальный отрывок исполняется два-три раза без перерыва.

Приложение № 3

Картотека метро - ритмических и речевых игр.

«Шла весёлая собака»

Цель: развитие умения детей четко проговаривать текст, исполняя его ритмический рисунок (хлопками, притопами).

Ход игры:

Шла веселая собака, чики, брики, гав!

А за ней бежали гуси, головы задрав.

А за ними – поросенок, чики, Брики, хрю!

Чики, Брики, повтори-ка, что я говорю!

«Раз, два, добрый день!»

Цель: развитие ритмичности движений и умение сочетать их с произношением слов.

Ход игры: Дети стоят парами друг против друга.

Такты 1 – 2. Хлопают в свои ладоши два раза и в ладоши партнера три раза и поют «Раз, два, добрый день».

Такты 3 – 4. Дети стоящие лицом к центру круга боковым галопом перебегают к другому партнеру.

Движения повторяются

«Трактора»

Цель: развитие ритмичности, умение сочетать движения с произношением слов.

Ход игры: Дети под текст выполняют движения ритмично.

 Тара-тара-та-ра-ра –                   двигаются дробным, топающим                

                                                       шагом

 Из колхозного двора

 Выезжают трактора.                   поворачиваются на дробном шаге в

                                                       круг

Будем землю пахать,                   выделяют ударные слова

Будем рожь засевать,                  сильным притопом

Будем хлеб молотить,

Малых детушек кормить.

«Зима»

Цель: развитие чувство ритма, координации слова и движения.

Ход игры: Зимушка-зима нас радует своими играми и забавами.  Дети

выполняют ритмичные движения под следующие слова:

Ух! Ух! Ух!                                «тарелочки»

Мчатся сани                                 хлопки справа, слева в ритме музыки,

Во весь дух.                                  2 раза топают

Ух! Ух! Ух!                                  «тарелочки»

Снег под горкой                          хлопки в ритме музыки

Словно пух.                                  2 хлопка над головой.

Приложение № 4

Картотека этюдов

Этюд «Ёлочки»

Цель: развитие выразительности движений,  пластики.

Музыкальным оформлением может быть любая мелодия в спокойном темпе. При изучении этого упражнения хорошо использовать приём контраста. Например, ночью ёлочка спит (расслабленное состояние опорно - двигательного аппарата), а утром она просыпается (подтянутое состояние). На вытянутое и расслабленное состояние нужно дать равные временные отрезки, например, по 4 такта ¾. Упражнение можно исполнить 2- 4 раза подряд.

Представим, что мы ёлочки: у нас ровный прямой ствол, корешки ровно вросли в землю, веточки стремятся вниз — вдаль, а макушка тянется вверх. Из этого описания следует, что ступни плотно прилегают к полу, колени вытянуты, корпус прямой, плечи опущены вниз, голова держится прямо.

Этюд «Силач»

Цель: формирование умения на самостоятельное  напряжение и расслабление мышц ног, рук.

Мы изображаем спортсмена, который готовится поднять штангу.

- спортсмен марширует на месте бодрым, весёлым шагом;

- останавливается, делает три глубоких вдоха;

- «потирает ладошки»;

- наклоняется вперёд, «берёт штангу», медленно пытается поднять штангу вверх, при этом сильно напряжены мышцы рук, ног, они дрожат, но получается срыв, «штанга падает»;

- аналогично проходит вторая попытка;

- на третий раз спортсмен поднимает штангу вверх, победа!

- мягко опускает снаряд вниз, вытирает пот со лба правой рукой, затем левой рукой, кланяется, марширует на месте.

Этюд «Принц и Принцесса»

Цель: формирование умения красиво, ровно держать корпус и голову.

Умения красиво держать голову в дальнейшем развиваются в различных движениях: поворотах, наклонах головы, исходным и конечным в которых является положение «прямо».

Представим, что мы принц и принцесса. На голове у нас красивые короны и надо постараться держать голову так, чтобы корона не упала. Из описания образа следует: корпус прямой, руки опущены вниз, голова прямо, тянемся макушкой вверх. Следует учитывать, что дети часто допускают ошибку – тянутся вверх носом, в этом случае голова наклоняется назад. Этого важно избегать.

Упражнение первоначально исполняется на месте, затем исполняется по кругу, линиями соло и в паре. Умения  держать подтянутый корпус и красивую посадку головы должен стать для детей естественным и необходимым. 

Этюд «Куклы»

Цель: формирование умения на самостоятельное ощущение мышц рук, ног в расслабленном состоянии.

Представьте, что вам купили куклу. Её только что распаковали, завели ключиком, и она начала двигаться.

Исходное положение: ноги – 2 позиция, руки – 1 позиция.

- кукла поворачивает голову вправо, прямо, влево, прямо; (4 повторения)

- у куклы поднимаются руки вверх, вниз чередованием; (8 повторений)

- затем прямые ноги по очереди поднимаются в стороны; (4 повторения)

- далее все предыдущие движения накладываются друг на друга, т.е. у куклы «заработала» голова, добавились движения рук одновременно и к ним присоединились ноги. Кукла зашагала со словами: «МА-МА, МА-МА»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.