Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 25 человек

Описание опыта воспитателя дошкольного образования Таркан Е.С.

Дата: 19 мая в 11:35, Обновлено 19 мая в 17:15
Автор: Брокар Т. Н.

«ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ И ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ»

1.Информационный блок

Название темы опыта: Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами разнообразных форм и методов ознакомления с культурным наследием и историей родного края.

Актуальность опыта.

Будущее родной Беларуси зависит от подрастающего поколения: его цен­ностных ориентиров, мышления и поведения. В настоящее время особое значе­ние уделяется воспитанию чувства патриотизма, личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет чувство личной ответ­ственности за судьбу родины.

Согласно «Кодексу Республики Беларусь об образовании» одним из направлений государственной политики в сфере образования является «обеспе­чение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здо­рового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, тру­долюбия» [1].

На актуальность формирования патриотических чувств у дошкольников указывает и учебная программа дошкольного образования, где говорится о необходимости формирования первоначальных представлений о мире и родном крае, отношения к ним, воспитание нравственности, приобщение к общечело­веческим ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям.

Воспитание подрастающего поколения не может осуществляться вне тра­диционной культуры народа, среди которого живёт. Историческое наследие, традиции, культура предков выступают основными ценностями для развития личности подрастающего поколения. Л. Гиршвельд писал: «На родине у тебя и прошлое и будущее. В чужом краю - одно лишь настоящее».

Вместе с тем, беседуя с воспитанниками своей группы и их законными представителями, я обратила внимание, что дети недостаточно проявляют интерес к род­ному языку, национальной культуре и культурному наследию Беларуси, не знают своих корней, народных традиций. Родители не в полной мере осознают значимости патри­отического воспитания, чувства гордости и любви к родному краю, отдают предпочтение интеллектуальному развитию и подготовке ребенка к школе. Се­годня материальные ценности доминируют над духовными.  Поэтому у нас, пе­дагогов, всё чаще возникают актуальные вопросы: «Как воспитать человека гражданина своей родины?», «Как сформировать патриотические чувства, нравственные качества, доброту, отзывчивость, гостеприимство белорусов?», «Как содействовать воспитанию любви к родному краю, месту, где живёшь?».

Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребенка к национальной культуре, поэтому очень важно начинать воспитывать настоя­щего патриота своей родины именно в этом возрасте, когда ребёнок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологи­ческим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотиче­ских чувств, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая вос­приимчивость,  легкая обучаемость, безграничное доверие к взрослым, стремле­ние подражать им, эмоциональная отзывчивость, интерес ко всему окружаю­щему. Учреждение дошкольного образования, является начальным звеном си­стемы образования, и призвано формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданином своего Отечества.

Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста - ответ­ственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообраз­ных средств воспитания, общие усилия учреждения дошкольного образования и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать поло­жительный результат и стать основой для дальнейшей работы по развитию пат­риотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Цель опыта: воспитание патриотических чувств у воспитанников стар­шего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию и истории родного края.

Задачи опыта:

  • обогатить развивающую предметно-пространственную среду матери­алами, способствующими формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о культурном наследии и истории родного края;
  • систематизировать и внедрить в образовательный процесс эффектив­ные формы и методы ознакомления дошкольников с культурным наследием и историей родного края;
  • обеспечить участие законных представителей воспитанников в обра­зовательном процессе, мотивируя родителей на повышение уровня педаго­гической культуры по патриотическому воспитанию детей старшего дошколь­ного возраста.

Длительность работы над опытом: сентябрь 2018г. – август 2019г.

Начальный этап: сентябрь 2018г. – октябрь 2018г.

Основной этап: октябрь 2018г. – май 2019г.

Заключительный этап: июнь 2019г. – август 2019г.

2.Описание технологии опыта

Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для форми­рования у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, через знакомство с культурным наследием и историей родного края с использованием разнообразных форм и методов; в воспитании чувства гордости за свою Родину; повышении воспита­тельного воздействия семьи.

Описание сути опыта

Дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоцио­нально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхи­щения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целена­правленного воздействия на ребенка. Следовательно, воспитание необходимо осуществлять постоянно: на занятиях, мероприятиях, праздниках, в играх и в быту, а работу необходимо строить таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника.

Реализацию поставленных задач начала с создания развивающей пред­метно-пространственной среды, которая способствует ознакомлению воспи­танников старшей группы с культурным наследием и историей родного края.

Совместно с родителями изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм («Автопарк», «Туристическое агентство»), маски к играм-драматизациям по мотивам белорусских народных сказок («Пых», «Пра быка і яго сяброў», «Лісіца-хітрыца» и др.).

Разработаны дидактические игры («Что сначала, что потом?», «Дорожка истории», «Одним словом» и др.), конспекты занятий для организации специальной организованной деятельности по теме.  Оформлена картотека белорусских народных игр, приобретены предметы декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах.

Разработан образовательный проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой города Бобруйска», созданы условия для его реализации.  Участниками  проекта стали  воспитанники  старшей  группы и  их  законные представители.

Все темы проекта связаны между собой логически и представляют целостную картину сведений об истории родного города и его культурном наследии.

Работу по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста начала с ознакомления их с историей и культурой родного города в рамках образовательного проекта «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей города Бобруйска» (Приложение 1).

Проектные мероприятия включались как в специально организованные, так и в нерегламентированные виды деятельности дошкольников.

В процессе реализации блока «История родного города» проведены познавательные беседы «Город прошлого: какой он?», «Что было до…», «Почему Бобруйск назвали Бобруйском?». Рассказы, легенды о происхождении названия нашего города, вызвали неподдельный интерес у воспитанников старшей группы. Мы беседовали о быте, о разных видах труда наших предков. Дети с удовольствием участвовали в обсуждениях и, с не меньшим энтузиазмом, рассказывали родителям об истории города.

Дидактические и развивающие игры («Что сначала, что потом», «Дорожка истории», «Заколдованное место» и др.) способствовали поддержанию интереса старших дошкольников к истории г. Бобруйска. Ребята проявляли инициативу и желание познакомиться с новыми играми, узнать историю происхождения тех или иных предметов. Так, игра «Что сначала, что потом» развила интерес к истории происхождения предметов быта, транспорта, к тому, как изменилось жилище человека. Здесь же была организована поисковая деятельность. Воспитанникам было предложено расспросить своих родителей, бабушек, дедушек об истории происхождения того или иного предмета. Дети обменивались полученной информацией на занятиях и в свободное от них время.

Познакомила детей старшего дошкольного возраста с символикой города: гербом и флагом. Рассказала что такое герб, обратила внимание на то, что у каждого города свой герб. Закрепили полученные представления в дидактической игре «Найди герб нашего города среди других».

Эффективной  формой  работы  с  детьми  были    интегрированные  заня-тия, которые строились в игровой форме с включением познавательной практи-ческой и продуктивной детской деятельности («Зеркало истории родного города», «Предметы из прошлого», «Народные умельцы»).

Занятие-путешествие «Зеркало истории родного города» окунуло старших дошкольников в прошлое. Дети узнали о Селище, попробовали построить старинный город из конструктора «Городище», рассуждали, почему хорошо или плохо жить в городе прошлого, пофантазировали на тему: «Как сделать наш город краше».

Большая часть работы проходила вне занятий – это беседы, сюжетно-роле­вые игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и репродукций с видами родного города.

В блоке  «Достопримечательности  города» использовала информационно-коммуникационные технологии (мультимедийные презентации, видеофильмы). 

Так, занятия с использованием мультимедийной презентации «Вир-туальная экскурсия по родному городу» и «Наш ледовый дворец» помогли моим воспитанникам познакомиться с достопримечательностями Бобруйска и культурными ценностями  родного города, не выходя за пределы яслей-сада. Применение компьютерной техники позволило сделать занятия привлекательными и по-настоящему современными, способствовало решению познавательных задач с опорой на наглядность.

Ребята с интересом рассматривали наш знаменитый дуб-великан, узнали, что этому могучему старожилу, который растет на перекрестке двух улиц у знаменитой Бобруйской крепости, почти 200 лет. Дерево было свидетелем революций, войн и устояло под всеми ветрами истории. Многие из детей делились своими впечатлениями о том, как видели его вживую.

Памятник бобру, который находится рядом с центральным рынком, вызвал у моих воспитанников бурное обсуждение. Воспитанники наперебой рассказывали, как терли цепочку знаменитой скульптуры или пытались дотянуться до его носа.

Открытием для ребят было то, что многие здания нашего города (Бобруйская крепость, здание СШ №9, здание бывшей центральной библиотеки Бобруйского района, здание музея Олимпийской славы и др.) считаются памятниками. Внимательно рассматривали их изображения на сохранившихся снимках давних времен, обращали внимание на детали фасада, отмечали особенности архитектуры этих зданий.

Обращала внимание воспитанников на различие построек по внешнему виду и объяснила, с чем это связано, на примере оформления жилых и промышленных зданий.  Для закрепления полученных представлений привлекала воспитанников к рассматриванию альбомов, открыток с изображением памятников архитектуры, что побуждало их высказывать свое мнение по поводу увиденного. 

  В ходе реализации блока «Улицы города» дети познакомились с историей микрорайона «Западный», улицами, которые к нему примыкают. Многие названия улиц хорошо знакомы ребятам, так как проживают на них. Интересным для детей был тот факт, что район считается молодым, а когда их родители ходили в школу – на месте нашего красивого района был пустырь. Вспомнили о значимых объектах микрорайона, среди которых СШ №34 и построенный рядом с ней бассейн.

Совместно с родителями проведено мини-исследование «Улицы города: почему они так называются».  Воспитанники расспрашивали у своих родителей, дедушек, бабушек об истории названия улицы на которой они живут, а потом делились информацией со сверстниками, предлагали свои названия.

 Для закрепления представлений воспитанников по теме организована беседа «Улица, на которой ты живешь», игра «Что напутал художник», в которой предлагалось рассмотреть изображение знакомой улицы и найти в нем ошибку.

Параллельно с реализацией мероприятий проекта велась работа по ознакомлению с культурным наследием и историей Республики Беларусь.

В процессе специально организованной деятельности знакомила старших дошкольников с историческим прошлым Беларуси (важными историческими событиями, историей основания), с достопримечательностями страны (историческими памятниками: храмами, костелами и др.; архитектурой: музеями, театрами, парками и др.; промышленными и сельскохозяйственными производствами).

С целью организации познавательной деятельности детей по овладению представлениями о национальных культурных ценностях, были проведены занятия по разным образовательным областям: «Знакомство с белорусскими народными изделиями», «Беларуская народная цацка», «Сваёй зямлёй я вельмi ганаруся» (Приложение 2), «День Победы», «Моя родина - Беларусь».

В совместной с детьми художественно-изобразительной деятельности (ри­совании, лепке, аппликации), в беседах, прослушивании стихов белорусских авторов,  музыкальных произведений белорусских музыкантов, при рассматри­вании иллюстраций, фотографий, показе мультимедийных презентаций, прове­дении виртуальных экскурсий, на экскурсиях с родителями, театрализации фольклорных произведений расширяла представления воспитанников  о куль­туре Беларуси (национальной одежде, национальной кухне, народных песнях, национальных танцах, литературных (фольклорных) произведениях, произве­дениях декоративно-прикладного искусства); последовательно приобщила детей ко всем видам национального искусства – от ткачества до живописи и орнамента, от танцев, сказки, музыки до театра.

Так, например, на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством (музейное занятие «История  белорусской куклы», «Слуцкія паясы») дети старшей группы познакомились с народными промыслами белорусов. В ходе музейного занятия «История белорусской куклы» воспитанники систематизировали представления о белорусской кукле, окунулись в мир игрушки, сделанной руками человека. В рамках занятия был проведен мастер-класс по созданию куклы-пеленашки.

Закрепить представления о декоративно-прикладном искусстве помогли игры (Д/и «Составь узор», «Волшебный сундучок»), рассказы и беседы о предметах, созданных для украшения жилища человека, игрушках того времени, рассматривание предметов белорусского народного творчества.

Старалась организовать работу с детьми старшей группы по воспитанию патриотических чувств так, чтобы вызвать у них интерес к истории и культуре Беларуси, развить любознательность. 

С этой целью использовала разнообразные виды игровой деятельности: 

- сюжетно-ролевые игры: «Бабулін падворак», «Калядныя вечары»;

- подвижные игры, отражающие национальные обряды, праздники: «Лянок», «Проса», «Гарлачыкі», «Млынок», «Пастух і статак», «Работнікі», «Мак» и др.

- игры-драматизации по мотивам белорусских песенок и сказок: «Дамавік», «Як варона салаўём прыкінулася», «Зайкава хатка» и др.;

- игры-путешествия: «Путешествие по Беларуси (Курган Славы, Хатынь, Брестская крепость)», «Поездка в Минск»;

- дидактические игры: «Тайны запаведнага лесу», «Магазин сувениров», «Хто дзе жыве», «Расскажи мальчику из другой страны о своей Республике», «Узнай и назови знаменитые места г. Минска», «Что за место, в каком городе оно находится»,  «Путешествие по карте Беларуси» и др.

- игры- викторины («Спадчына», «Что? Где? Когда?»), стимулирующие активность детей в приобретении и демонстрации знаний о национальных особенностях, традициях, фактах истории.

Широко использовала устное народное творчество – загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки. Знакомя с белорусскими народными сказками, использовала метод моделирования. Данный метод использовался при формировании умения воспитанников анализировать литературное произведение.

Метод моделирования способствовал скорейшему запоминанию пословиц и поговорок.

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьёй. Прежде чем организовать работу с родителями было проведено анкетирование, которое показало, что 40% родителей не достаточно уделяют внимание данной теме.

С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания патриотических чувст своих детей были подготовлены и проведены разнообразные формы работы: рекомендации “Как сохранить семейные традиции”; консультации “Фольклор в жизни ребёнка”, “Патриотическое

воспитание детей в семье”; анкетирование “Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста”; индивидуальные беседы: “Куда повести ребёнка в выходной”.

Организация совместных творческих  заданий, таких как придумывание изображения герба своей семьи, сбор материала о своём городе и стране, совместные прогулки по знаменитым местам Малой родины (посещение Могилевского областного театра драмы и комедии им. В.И.Дунина-Марцинкевича) - всё это объединило родителей и детей, обогатило общение между ними и доставило радость.

 В результате, совместная работа с родителями помогла закрепить представления воспитанников о родном городе, республике. Папы и мамы стали моими главными помощниками в организации экскурсий. Родители старались для своих детей – были примером отношения к своему городу, к месту где живёшь. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей .

Результативность и эффективность опыта:

Анализ работы на заключительном этапе показал, что проведенная мной работа по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами разнообразных форм и методов ознакомления с культурным наследием и культурой родного края дала положительный результат.

Дети старшей группы знают название страны в которой они живут, символику страны, государственные праздники. Сформированы представления об историческом прошлом нашей Родины. Воспитанники ориентируются в знаменитых и исторических местах города Бобруйска, республики Беларусь. Имеют четкие представления о характерных особенностях декоративно-прикладного искусства Беларуси, знают и называют скульптуры малых форм. Проявляют интересс к произведениям белорусской художественной литературы, белорусским народным сказкам и играм.

Родители убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного края. Активно учавствовали в организации экскурсий. Повысился их уровень педагогической культуры в вопросах патриотического воспитания детей. К сожалению, не всегда удавалось активизировать всех родителей воспитанников, так как большинство из них ссылалась на занятость.

3.Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое и целена­правленное воздействие на ребенка в процессе использования разнообразных форм и методов ознакомления с культурным наследием и историей родного края способствует воспитанию патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.

Планирую продолжить работу с воспитанниками в данном направлении. С целью дальнейшего развития представленного опыта работы, считаю целесообразным разработку таких блоков как “Предприятия города”, “Природа родного края”, “Беларусь спортивная”.

Практическая значимость опыта, состоит в том, что систематизированы формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию патриотических чувств через ознакомление с культурным наследием и историей родного края, и может быть использован педагогами учреждений дошкольного образования.

Список использованной литературы:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании / [Интернет ресурс] : http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Hk1100243

2. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ.Беларусь, Нац. Ин-т образования. – Минск : НИО, 2012.

3. Дубинина, Д.Н. Мир вокруг меня: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования /  Д.Н. Дубинина. 2-е изд., расш. Минск: Нац. Ин-т образования, 2012.

4. Куксова, Н. А. Воспитание личности: нравственно-патриотические основы / Н. А. Куксова // Пралеска. – 2005.– № 5. – С. 11-15.

5. Мой край завецца Беларуссю: дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі: Аўт.-уклад. А.І. Красіла. – Мазыр: Белы вецер, 2004.

6. Праменьчыкі выхавання патрыятызму: дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі: у 2 ч. Ч. 2/ склад.: В.С. Красюк, М.М. Сцепчанка. К.В. Шавяленка.  – 2-е выд. – Мазыр : Белы вецер, 2010.

7. Серия учебных наглядных пособий «Страницы родной земли»:

7.1. Давидович, Е. Б. Твоя столица : архитектура Минска : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. Б. Дави­до­вич. — Минск : Нар. асвета, 2011. — (Страницы родной земли).

7.2. Евдокимова, Н. Н. Твоя столица : театры Минска : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. Н. Евдо­кимова. — Минск : Нар. асвета, 2011. — (Страницы родной земли).

7.3. Петрикевич, А. А. Твоя столица : парки и скверы Минска : учеб. на­гляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. А. Пе­т­рикевич. — Минск : Нар. асвета, 2011. — (Страницы родной земли).

Канспект комплекснага занятку

Тэма: «Сваёй зямлёй я вельмі ганаруся»

Праграмны змест: фарміраваць уяўленні дзяцей аб сабе як частцы беларускага грамадства і носьбіце яго культуры; пачуццё нацыянальнай самас-вядомасці дашкольнікаў; замацаваць веды аб бедарускай народнай творчасці, абрадах і традыцыях, вырабах беларускік майстроў, народных промыслах Бела-русі; замацаваць уяўленні дзяцей аб птушках і раслінах роднага краю; працяг-ваць знаёмства з беларускімі ручнікамі, з арнаментам і яго каляровым спалу-чэннем; фарміраваць уменне упрыгожваць ручнікі з дапамогай фарбаў; праз гульні і танцы развіваць цікавасць да вуснай народнай творчасці, беларускай мовы, праз дэкаратыўнуюную дзейнасцъ - дзіцячую творчасдь і павагу да пра-цы; выхоўваць эстэтычнае пачуццё.

Матэрыял:  Фанаграма песні Мой родны кут (муз. І. Лучанка, сл. Я. Коласа); фотаздымкі, карцінкі з выявамі прыроды Беларусі, жывёл, птушак; мастацкія вырабы: цацкі з саломы, гліняны посуд, свісцёлкі, ручнікі; фарбы; сілуэты ручнікоў.

Ход занятку:

Выхавальнік пад фынаграму песні Мой родны кут чытае верш:

Зямля мая завецца Беларуссю,

Сваёй зямлёй я вёльмі ганаруся.

Прырода ў маім краі прыгажосцю

Падзівіць самага цікаўнейшага госця.

Выхавальнік: На якой мове прагучаў верш?

Дзеці: На беларускай мове.

Выхавальнік: Беларуская мова — гэта цудоўная мова нашых бабуль, ма­туль. Чаму наша мова называецца беларускай? У якой краіне мы з вамі жывём?

Дзеці: Мы жывём у Беларусі, таму наша мова называецца беларускай.

Выхавальнік: Так. Калі мы нарадзіліся і жы вём у Беларусі, хто мы?

Дзеці: Беларусы.

Выхавальнік: Беларусам нарадзіўся,

Беларусам буду жыць,

Беларускую зямельку

Буду шчы ра я любіць.

Бо радзімая старонка

Над усё мне прыгажэй,

Беларуская гаворка

Над усё мне даражэй.

А ці ведаеце вы сталіцу Беларусі?

Дзеці: Мінск.

Выхавальнік: (Паказваю дзецям фотаздымкі беларускай прыроды, птушак, вядомъх мясцін) Паглядзіце, якая прыгожая ў нас прырода зімою і вясною, а летам у полі, лесе і нават тут, у горадзе, можна ўбачыць такія кветкі, як васілёк, рамонак, званочак, пралеска. Мы любім свой край, сваю зямлю: вербы, бярозы, раку, крыніцы, сцежкі і пралескі. Мабыць, хто-небудзь з вас ве­дае верш пра хараство нашай краіны? Прачытайце, калі ласка.

1-е дзіця: Залацістыя прасторы

Незлічона ясных зор,

Рэкі ціхія, азёры,

Гаманлівы шумны бор.

2-е дзіця: Ты нас ласкай атуліла,

І я ў шчасці гавару,

Як ты сэрцу майму міла,

Дарагая Беларусь.

Выхавальнік: Якія прыказкі пра родныя мясціны вы ведаеце?

Дзеці: Дарагая тая хатка, дзе радзіла мяне матка.

Няма смачней вадзіцы, як з роднае крыніцы.

Усюды добра, а дома найлепш.

(Чуецца шум лесу, гоман птушак. 3'яўляецца Лесавік)

Лесавік: Дзень добры, мае даражэнькія дзеці! Ці пазналі вы мяне? Я - Ле­савік, гаспадар лесу. Мяне слухаюцца птушкі, жывёлы, дрэвы, расліны і вятры. (Робіцъ сур'ёзны твар.) Вы апынуліся ў маім чароўным лесе, і я ўжо не адпушчу вас дадому!

Выхавальнік: Ну, хопіць, Лесавік, хопіць! Не пужай ты нашых дзетак!

Лесавік: Добра, тады праверу вашы веды аб птушках, раслінах і дрэвах, што растуць у Беларусі. І калі адгадаеце мае загадкі, то адпушчу вас:

Урадзіўся ён высокі,

Шаўкавістът, сінявокі,

Апранае нас здавён.

Здагадайцеся, хто ён? (Jlён.)

У лужку-лужочку

Выраслі сястрычкі.

Залатое вочка –

Бельці раснічкі. (Рамонкі. )

Цвіту ўсё лета я,

Жыву звычайна ў жыце.

Нашу хлапечае імя.

Як зваць мяне, скажыцё?(Васілёк. )

Верціцца, стракоча,

Увесь дзень хлапоча. (Сарока.)

Ні дрывасек, ні плотнік,

А першы ў лесе ён работнік. (Дзяцел.)

Зімою чырвоныя яблыкі на дрэве вісяць. (Снегіры. )

Лесавік: Малайцы, дзеці! Усё вы ведаеце. Прыйдзецца адпусціць вас, але ж мне так сумна тут аднаму.

Выхавальнік: Не трэба сумаваць, Лесавічок. Лепш патанцуй з намі! (Дзеці і Лесавік танцуюць Лявоніх. Пасля танца Лесавік развітваецца з дзецьмі і ўходзіць) Мне вельмі спадабалася, як вы плясалі. А ці ведаеце вы, што гэта бы ў за танец?

Дзеці: Беларускі народны танец Лявоніха.

Выхавальнік: Так, Лявоніху любілі танцаваць на розных святах: Купалле, Каляды, Масленіца. А яшчэ кожную нядзелю людзі спяшаліся на кірмаш. Там былі і ласункі, і прысмакі, і цацкі розныя: саламяныя, ільняныя, гліняныя, і посуд, і ручнікі. (Паказваю цацкі) 

Вось свісцёлкі гліняныя,

Па бабульчыных казках знаёмыя,

3 гліны зробленыя, у агні гартаваныя.

А вось цацкі-саламянкі,

Сонца льецца з іх на нас.

Быццам залацістыя праменьчыкі

Асвяцілі ўсіх нас. (Дзеці бяруць у рукі цацкі, разглядаюць іх)

Паглядзіце, які прыгожы посуд рабілі з гліны народныя умельцы: збаны, глякі, макітры. (Дзеці разглядаюць посуд, адзначаюць, з чаго ён зроблены).

 Гульня “Гарлачык”.

Паглядзіце, вось ручнік. Ручнік - гэта доўгая тканіна белага або шэрага ко­леру, вышытая арнаментам. (Дзеці разглядаюць арнамент.) Звярніце ўвагу, ручнік белага колеру, а арнамент чырвонага і чорнага. Якого колеру больш у арнаменце? ырвонага.) Гэта таму, што чырвоны колер азначае жьщцё, ра-дасць, вяселле. Яшчэ ў старадаўнія часы людзі верылі, што чырвоны колер ні-быта засцерагаў ад злых духаў і надаваў моц і дужасць рукам у працы, а чо­рны — гэта колер гора і смутку. Узор на ручніках геаметрычны, і складаецца ён з крыжа, зорачкі ці ломанай лініі. А цяпер уявіце сабе, што вам далі ручнікі, але яшчэ не ўпрыrожылі іх. Гэта да­ручылі вам. Давайце ж уявім сябе сапраўднымі народнымі ўмельцамі і возьмемся за працу. (Дзеці бяруць выразаныя з паперы сілуэты ручнікоў і ўпрыгожваюць іх фарбамі пад гукі беларускай мелодыі. Пасля выканання работы разглядаем размалеваныя ручнікі.)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.