Новости проекта
Образовательная платформа ЭФФОР
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 22 человека

Советы музыкального руководителя

Дата: 11 декабря 2019 в 10:59, Обновлено 15 июня в 15:36
Автор: Брокар Т. Н.

Слушаем звуки природы летом

Лето - пора отдыха, отпусков, каникул. Прогулки на природе, особенно с детьми, приносят море удовольствия. Дети чаще всего находятся вне детского сада. Здесь очень важно ваше участие для продолжения музыкального развития ребенка. Летом дети получают яркие впечатления, так как больше времени находятся на природе, на даче, на речке, путешествуют вместе с родителями. Поэтому важно продолжать приобщать ребенка к музыкальному искусству, ведь дети чутко воспринимают музыку, эмоционально отзываются на нее.

Поход в лес может стать настоящим приключением! В лесу интересно в любое время года: здесь можно понаблюдать за животными и насекомыми, растениями, цветами, грибами, а сколько разных звуков можно услышать в лесу, почувствовать их красоту: шум реки, леса, ветра и особенно, конечно, пение птиц. Мы развиваем эстетический вкус детей, показывая им, как красив лес, радуга, цветущий луг. Пение птиц, естественно, дети обычно не слышат. Чтобы ребенок услышал щебетанье птиц, надо привлечь их внимание«Давай посидим тихо и послушаем. Это очень красиво». Иногда это и есть первый шаг к слушанию музыки.

Можно спеть со своим ребенком песни в лесу, на природе: колыбельные, попевки, прибаутки, например«Ладушки»«Андрей воробей»«Петушок»«Дождик, дождик пуще», или ваши любимые песни, или просто знакомые мелодии.

Уважаемые родители, вместе с детьми в лесу можно изготовить музыкальные инструменты:

• обыкновенный лист дерева, если его расположить между двух больших пальцев и направить струю воздуха в образовавшуюся щель;

• травинка, если ее зажать губами на концах и превратить как бы в эластичный «язычок», то, втягивая воздух в себя, можно извлечь нежный звук;

• тонкая полоска бересты, если ее поместить между губ, при их соприкосновении и вдыхании воздуха в легкие издает красивый звук, похожий на трель птиц;

• желудь – свисток, если подобрать один желудь и оторвать «шляпку» - маленький купол, который закрывает жёлудь, как крышечка. Из неё сделать маленький свисток. Разместить «шляпку» полой стороной вверх между указательным и средним пальцами руки, сжатой в кулак. Упритесь костяшками пальцев в нижнюю губу и дуйте поверх края желудя. Свист будет очень громким!

Инструмент, сделанный своими руками, первые звуки и мелодии, самостоятельно извлеченные из него, пробуждают у детей интерес к творчеству и приобщают к народной музыке.

Постарайтесь наполнить такими интересными встречами каждый день своего ребенка и тогда он будет расти музыкальным и эмоционально развитым.

Почему важно беречь детский голос при обучении пению?

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая до конца её содержание.

По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес как к самой песне, так и к её воспроизведению. Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.

Но мы не должны забывать о том, что певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться (связки ещё тонкие, нёбо мало подвижное, дыхание слабое, поверхностное), и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной.

Дети должны петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, ребёнок испытывает напряжение гортани, у него устаёт голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьёзные заболевания голосового аппарата.

Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих умений, громкого, форсированного звучания. Дети никогда не должны петь громко! Громкое пение ("пение-крик") ставит под угрозу здоровье певческого аппарата.

Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

    Несколько советов для родителей, как петь с ребёнком, чтобы не навредить голосу:

  • пойте не громко;
  • пойте не очень быстро и не слишком медленно;
  • пытайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни, например, колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; весёлые песни - оживлённо;
  • пойте чаще;
  • разучивайте песни "с голоса"; если есть возможность, чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения.
  • помните: чем понятней ребёнку содержание песни, тем больше она ему нравится.

Пойте со своими детьми на здоровье!

Слушаем музыку дома
Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную, классическую, вокальную, инструментальную музыку, адресованную самым маленьким. Важно, чтобы музыка вошла в жизнь ребенка, стала неотъемлемой частью его существования, чтобы вызывала только положительные эмоции. Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства доступные для детского восприятия. 

Как слушать музыку с ребенком? Как долго? 
Дети второго года жизни могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд, затем перерыв (1-2 сек.) и опять 40 секунд, пауза и т.д. В целом одно занятие длится 2-3 минуты. Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно звучащую музыку 1-1,5 мин., затем пауза и еще полторы минуты и т.д. Одно занятие - 4-5 мин. 
Когда вы видите, что малыш отвлекается, выражает неудовольствие - сократите время занятия или перенесите его на другое время дня. Если внимание ребенка устойчиво, он способен воспринимать музыку заинтересованно - можно чуть-чуть увеличить продолжительность занятия. 
Как слушать музыку? 
Непременное условие во время слушания музыки - тишина в комнате. Ничто не должно отвлекать малыша. Музыка не должна звучать громко! Мама сидит рядом с ребенком, или малыш находится на ее руках, или оба сидят на диванчике. Мама тоже слушает. Лицо ее заинтересованно, внимательно, доброжелательно. Маме нравится музыка - ребенок это видит. Ее настроение, состояние передается малышу. Слушать музыку рекомендуем один или два раза в день. Это может быть одна пьеса, повторенная дважды, или две пьесы. Не оставляйте магнитофон включённым на весь день, значение самой музыки обесценивается, она становится простым шумовым раздражителем, фоном.  Пользы от такого прослушивания мало, музыка не должна надоедать. Постоянно меняйте репертуар, тем не менее, возвращаясь по желанию ребёнка к уже ранее прослушанным понравившимся произведениям.

Когда слушать музыку? 
Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего после завтрака или дневного сна. 
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание записей сказок, музыки к мультфильмам. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут помощь, уделят внимание. 
Запомните! При выборе произведений главное – музыка должно нести положительный заряд, добрый настрой, светлые эмоции. 

 

Рекомендуемые произведения для прослушивания

Для детей 2-3 лет:

Для детей этого возраста рекомендую слушать вокальную и инструментальную музыку: "Ах ты, коценька-каток", "Калыханка", бел. нар. песни, обр. М.Красева; "Птичка", "Воробушки", М.Красев; "Сорока", рус. нар. мел.; "Цяў-цяў", муз. С.Альхiмовiч, сл. Ю.Разумоўскага; "Серенькая кошечка", муз. В.Витлина, cл. Н.Найденовой; "Лошадка", "Кошечка", В.Витлин; "Голубые санки", М.Иорданский; "Курачка", муз. С.Галкiнай, сл. А.Дзеружынскага; "Юрачка", "Мiкiта", "Зайка", бел. нар. мел.; "Заинька", рус. нар. мел., обр. Н.Римского-Корсакова; плясовая "Ах, вы, сени...", рус. нар. мел.; "Зима", В.Карасева; "Ладушки", А.Лядов; "Зайчик", "Кот", "Мишка", "Спи, мой мишка", "Бабочка", Е.Тиличеева; "Плачет котик", М.Парцхаладзе; "Медведь", В.Ребиков; "Зайчик", М.Старокадомский; "Козочка", "Мишка", "Барабан", Г.Фрид; "Птичка", "Вот так хорошо", "Сапожки", Т.Попатенко; "Люлi, люлi, калышу", бел. нар. песня; "Петушок", "Дождик-дождик", "Солнышко", "Праздник", "Пришла зима", М.Раухвергер; "Баю, баюшки, баю", А.Филиппенко и др.;
Для детей 3-4 лет:
 Народная, классическая и современная музыка инструментального и вокального жанра ("Зiмовая калыханка", муз. В.Сярых, сл. Я.Журбы; "Колыбельная песня", муз. В.Моцарта; "Калыханка", муз. Я.Цiкоцкага, сл. У.Луцэвiч; Л.Бетховен. "Весело - грустно"; А.Гречанинов. "Котик заболел", "Котик выздоровел", "Верхом на лошадке", "Материнские ласки"; Э.Денисов. "Кукольный вальс"; С.Майкапар. "Мотылек", "Полька", "Пастушок", "Осенью", "Танец куклы", "Сказочка"; Г.Свиридов. "Ласковая просьба"; П.Чайковский. "Мама", "Марш", "Игра в лошадки"; Д.Кабалевский. "Ежик", "Грустный дождик", "Полька", "Хромой козлик", "Мальчик-замарашка"; В.Ребиков. "Лягушка"; К.Сен-Санс. "Слон"; В.Каретников. "Колыбельная Дюймовочки"; Г.Свиридов. "Ласковая просьба"; "Полька-Янка", бел. нар. мел. и др.);

Для детей 4-5 лет:
Народная, классическая и современная музыка: (Б.Барток. "Вечер у секейев"; Л.Бетховен. "Веселая"; Ж.Векерлен. "Детская песенка"; В.Витлин. "Игра в домики", "Медведи"; В.Герчик. "Дождик"; Е.Гнесина. "Марш", "Грустная мелодия"; А.Гречанинов. "Вальс", "Марш", "Колыбельная", "Скучный рассказ", "В разлуке", "На гармошке", "Недовольство", "Маленькая сказка"; Д.Кабалевский. "Песня", "Печальная история", "Упрямый братишка", "Лентяй", "Скерцо"; М.Крутицкий. "Зима"; Ц.Кюи. "Осень"; Г.Левкодимов. "Три настроения"; С.Майкапар. "Полька", "В садике"; Л.Мурашко. "Вальс старой шарманки"; А.Петров. "Игра с шарами"; С.Прокофьев. "Сказочка", "Тарантелла"; К.Свиридов. "Попрыгунья", "Грустная история"; Г.Сурус. "Колыбельная", "Ритмический танец"; Н.Устинова. "Солнышко"; М.Шнейдерман. "Пчела"; Р.Шуман. "Сицилийская песенка"; П.Чайковский. "Зимнее утро", "Мама", "Марш деревянных солдатиков", "Болезнь куклы", "Новая кукла"; Д.Шостакович. "Дождик" (этюд), "Гавот", "Контрданс-экозес", "Шарманка", "Вальс" и др.);
Для детей 5-6 лет: 
Народная, классическая и современная музыка: И.Бах. "Менуэт", "Волынка"; Г.Вагнер. "Танец медвежонка"; В.Витлин. "Танец лягушек", "Цветок"; В.Гаврилин. "Танцующие куранты"; А.Глазунов. "Пиццикато"; М.Глинка. "Простодушие"; Е.Глебов. "Песня"; А.Гречанинов. "Мазурка"; Э.Григ. "Утро", "Танец эльфов", "В пещере горного короля", "Шествие гномов"; Д.Кабалевский. "Галоп", "Плакса", "Злюка", "Игрушечные солдатики"; Г.Левкодимов. "Вальс", "Детский марш", "Колыбельная песня", "Марш игрушечных солдатиков", "Полька"; "Лядкоўская кадрыля"; С.Майкапар. "Росинки", "Вальс", "Менуэт"; В.А.Моцарт. "Турецкий марш", "Менуэт"; А.Петров. "Игра с мячами"; С.Прокофьев. "Ходит вечер над лугами", симфоническая сказка "Петя и Волк"; Ш.Рамо. "Тамбурин"; С.Рахманинов. "Полька"; В.Ребиков. "На качелях"; Н.Римский-Корсаков. "Колыбельная", "Полет шмеля", "Три чуда", "Море"; В.Салманов. "Вечер"; К.Сен-Санс. "Карнавал животных": "Лебедь", "Кенгуру", "Аквариум"; Г.Свиридов. "Военный марш", "Упрямец"; Т.Смирнова. "Музыкальный сигнал"; М.Парцхаладзе. "Осенний дождик"; П.Чайковский. "Детский альбом": "Вальс", "Зимнее утро", "Сладкая греза", "Камаринская", "Баба-Яга"; цикл "Времена года": "Песня жаворонка", "Подснежник"; "Танец маленьких лебедей" из балета "Лебединое озеро", фрагменты из балета "Щелкунчик", "Спящая красавица" и т.д.; Р.Шуман. "Первая утрата", "Вечером"; Ф.Шуберт. "Вальс", "Музыкальный момент", "Ave Maria"; А.Хачатурян. "Вечерняя сказка"; Д.Шостакович. "Марш", "Вальс"; "Танцы кукол": "Вальс", "Лирический вальс", "Вальс-шутка", "Гавот", "Полька", "Романс" и др.;

                        

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.